Изготовление гитар. Классическая мастеровая гитара.

Причины и способы решения различных проблем связанных с дребезгом струн о лады и строем акустической гитары.

На главную

 

     Здравствуйте, Александр!
Я, севастопольский гитарист, случайно вышел на ваш сайт и был очень приятно удивлён тому, что Вы так отзывчиво идете навстречу гитаристам, даете советы и помогаете решать проблемы.
    У меня к Вам ряд вопросов:
    1. Я купил 2 года назад гитару "Manuel Rodriguez" mod.C1. Звучит вроде как очень неплохо, но сильно дребезжит, особенно басы. я поднимал струны (менял косточку на подставке), проблема частично устранилась, треск немного ушел, однако на басах еще оставался. И только, когда я поднял струны очень высоко дребезжания не стало, однако, как следствие, играть стало гораздо тяжелее.
     Скажите, пожалуйста, могу ли я что-либо предпринять своими силами (подшлифовать лады, или поставить новые)?
Я читал, что точка соприкосновения струны с ладовым порожком должна составлять 0.5 мм., а у меня она порядка 1мм. При этом высота ладового порожка тоже не более 1мм.
 
    2. Проблемы с настройкой: "капризничает" 3 струна. открытая строит нормально, а прижатая слегка завышает, или же наоборот в прижатом состоянии строит, но открытая занижает.

    3. Гриф толстоват. нельзя ли его, немного, сделать тоньше, или это повлияет на прочность и этого делать вообще но стоит?
Очень жду Ваших ответов.
С уважением.
Андрей.

      Здравствуйте, Андрей.

Скажу сразу, давать такие консультации, не видя гитару, затруднительно, поэтому попытаюсь, лишь, предположить.

Причины, по которым возникает дребезг, могут быть следующими:

  • В результате неправильной настройки высот струн над ладами. Должно быть над 12 ладом, для первой от 3 до 4 мм, для шестой 3,5 -5 мм в зависимости от жёсткости струн и манеры звукоизвлечения музыканта. Изменяя высоту порожков добиться правильной высоты струн над ладами.

  • Старые, изношенные струны. Поставить на гитару новый комплект струн не дешевле $10.

  • Лады разной высоты. На фото изображены инструменты, которые, я использую, устраняя перечисленные неисправности грифа гитар. По прошествии времени накладка может усохнуть и пазы, в которых укреплены лады, становятся шире, в результате, от мелких вибраций или по каким-то мистическим J причинам ладики начинают вылазить из пропилов и струны начинают подзванивать о лады. Требуется переладовка (вытащить лады из накладки и вновь установить на место с клеем)

  • Старые изношенные лады. Если в местах соприкосновения струны и лада появилась канавка, это может быть причиной дребезга. Требуется реставрация или замена ладов. Реставрация (при помощи притира с мелким наждаком отшлифовать лады так, чтобы они стали одной высоты, специально модифицированным напильником придать каждому ладу округлую форму). Притир, напильник на фото.

  • На накладке появилось «седло», «ложбинка», «прогиб» J (называют по-разному). Если прогиб в районе 9-10-го лада составляет более 0,5 мм, могут возникать неприятные призвуки, дребезг. Требуется выравнивание накладки и переладовка. При помощи клещей или старого ножа от рубанка извлечь лады из пазов. Закрепить гитару в приспособлении, см. фото. Тяжёлым притиром со средним наждаком притереть накладку, таким образом, чтобы в районе 9-10-го ладов на накладке была самая высокая точка. Стрелка кривизны (по длине накладки) не должна превышать 1 мм. К сожалению, величина, на которую необходимо сделать запас в кривизне накладки, подбирается опытным путём, для каждого грифа в отдельности и описать точное правило я не имею никакой возможности. Выгнутость накладки необходима для того, что бы при установке на инструмент струн, под напряжением струн, накладка смогла бы принять «правильное» положение, выпрямиться!!! Затем установить лады с клеем, притереть и обработать, как я описал выше.

  • Накладка слишком выпуклая (дефект обратный «седлу», «ложбинке», «прогибу»). Стрелка кривизны накладки составляет более 1- го мм и при установке на гитару струн, накладка не выпрямляется. Ремонт подобного недостатка очень похож на устранение недостатка «седло», «ложбинка», «прогиб», который описан в предыдущем пункте. В зависимости от величины «выпуклости накладки» для выравнивания можно применять не только притир, но и циклю (стальная, шлифованная пластина, у которой угол режущей кромки составляет 90 градусов (как на коньках)), смотрите фото.    Следует заметить (очень важно!!!), что в обоих случаях, притирая накладку, необходимо следить за тем, что бы угол между плоскостью накладки и плоскостью деки был «правильным» (см. далее). Для проверки я использую металлическую линейку длиной 1 м. В тот момент, когда накладка уже плоская (без ладов), к ней необходимо приложить линейку (на ребро) так, что бы часть линейки находилась на накладке, а часть над декой в районе порожка на подставке (если подставка отделена). Если подставка приклеена, линейка будет упираться в подставку. Расстояние от деки до нависающей над ней линейки должно быть от 3 до 4 мм.

 

  • Накладка скручена восьмёркой, имеет форму отличную от прямой и т. д. Исправляется выравниванием накладки и качественной установкой ладов.

«3. Гриф толстоват. нельзя ли его немного утончить, или это повлияет на прочность и этого делать вообще, но стоит?»

     На сколько мне известно на этой модели «Manuel Rodriguez mod.C1» не делают силовую вставку в гриф из чёрного дерева, поэтому каким-либо образом  делать его тоньше я не рекомендую. Плюс сложности с покрытием грифа лаком после обработки. Короче это целое дело, лучше не трогать.

     Андрей, я надеюсь, мои ответы помогут Вам привести свой инструмент в рабочее состояние. Если в чём-то не удаётся разобраться, напишите, попробую Вам помочь.

С уважением гитарный мастер Момот А.В.

Здравствуйте, Александр!
Большое спасибо Вам за советы!
Прежде всего опишу по порядку:
1.Настройка высот струн - от первой струны до 12 лада(сейчас я поставил "родной"-самый низкий порожек) 3мм;
от шестой соответственно 4,5мм. То есть поэтому пункту вроде как порядок...
2.Струны я меняю не очень редко, обычно предпочитаю SAVAREZ, реже La Bella, стоимостью не дешевле 15$,при этом, когда струны совсем новые, проблема дребезжания не решается - дребезжит точно так же.
Кстати, я стараюсь использовать струны жесткого, высокого натяжения - hard tension-может быть, если поставить полегче - например medium tension будет немного лучше? Или наоборот еще хуже?
3.Что касается разной высоты ладов - как это можно точно определить? Визуально лады прочно сидят в своих пропилах, правда, это если смотреть по краям накладки, а по центру - трудно сказать - вроде бы тоже все в порядке...
4.Лады едва ли старые изношенные, т.к. я купил совершенно новую гитару в магазине,правда почти 2 года назад.  Канавок в местах соприкосновения струн с ладами нет совсем, а пробема с дребезгом была изначально...          5."Седло", "ложбинка", "прогиб" в районе 9-10 лада точно менее 0,5мм. Не знаю, может я не совсем правильно мерил - я приложил к гифу линейку, длиной 500мм. - ребром на лады со стороны 6 струны, а потом со стороны 1струны. Прогиб все-таки есть, но вряд ли более 0,5мм.
Но кроме того, я увидел,что есть маленький зазор(0,1 - 0,3мм.) почти над всеми ладами. "Полный контакт" - на 1 и 19 ладах. Может это и есть причина дребезга?
6.Исходя из вышеописанного, дефект, обратный "седлу", "ложбинке","прогибу" видимо отсутствует...
  Хотелось бы поточнее узнать, что значит "ПРАВИЛЬНЫЙ" угол  между плоскостью накладки и плоскостью деки?
Если я правильно понял, то эти плоскости должны быть параллельны при расстоянии линейки от деки 3-4мм.?       7."Восьмерки" на накладке я не вижу, вроде как ровная.

  Спасибо за совет насчет грифа, не знаю, сколько бы еще я колебался стачивать- не стачивать...

 Спасибо за фото инструментов, у меня они есть, так что с этим легче.

     Жду Ваших дальнейших рекомендаций, исходя из всего перечисленного. Без Вашего руководства ничего не предпринимаю.
Очень Вам благодарен.

С уважением
Андрей.

   Здравствуйте Андрей.

     Хочу сразу сказать, что не бывает так, что бы всё было в порядке, а дребезг присутствует, это означает, что что-то, всё-таки не так.  Совсем не хочется лезть в дебри физики резонанса, обычно в мастерской проблема с дребезгом решается однозначно: ровняю накладку, ровняю лады, выставляю необходимую высоту струн над ладами, в результате все работает J. Не могу сказать, что всё очень просто, но и усложнять этот процесс, лишний раз, нет смысла.

     Во-первых, изготовьте приспособление, для жёсткого закрепления гитары (на фото с инструментами (фото в прошлом письме) притир, линейка, клещи и пр. лежат на этом приспособлении, первое фото на этой странице или схема 2).

  • Снимите с гитары струны и порожки.

  • Закрепив в приспособлении гитару, извлеките из накладки лады. Лады вынимайте медленно, что бы избежать сколов на накладке (накладку можно смочить водой). Для того чтобы позже не подбирать лады по ширине, сразу, складывайте их по порядку, от первого до девятнадцатого.

  • Приложите к накладке линейку, любые отклонения от плоскости сразу будут видны. (см. схему 1)

  схема 1.

  • Под шейку грифа установите опору так, чтобы шейка грифа лежала на ней плотно, но не поднималась вверх. (см. схему 2)

схема 2.

  • При помощи цикли удалите с накладки грязь, иначе наждак на притире быстро забьется и его придётся менять.

  • Притиром выводите накладку в плоскость, одновременно проверяя линейкой наклон плоскости накладки относительно верхней деки, как показано на схеме 3.

схема 3.

  • При помощи притира сделайте на накладке выпуклость (по длине накладки), примерно, как показано на схеме 4. Старайтесь сделать выпуклость таким образом, чтобы, прикладывая усилие к головке грифа (подобно тому, как тянут струны) накладка распрямлялась. Прикладывать проверочное усилие к головке, необходимо приложив к накладке линейку.

схема 4.

  • При помощи щётки-смётки или кисточки удалить пыль из пазов для ладов.

  • Смазать ножку лада клеем (клей такой, как на фото или ПВА), средним молотком, лёгкими ударами установить лад на место. Излишки клея удалить мокрой тряпкой или кистью. Следите за тем, что бы лад сел в паз полностью (основание лада плотно касается накладки). И так все девятнадцать ладов! Для того чтобы не повредить пружины (рипы) в районе накладки, которая лежит на корпусе, устанавливая лады, удерживайте металлическую наковаленку, грузик, не менее 200 гр. внутри корпуса, так, чтобы она касалась этих самых пружин (рип).

  • При помощи притира с мелким наждаком отшлифовать лады так, чтобы они стали одной высоты. Специально модифицированным напильником придать каждому ладу округлую форму. Притир и напильник на фото в прошлом письме (в начале этой страницы).

  • Наждачной бумагой №600 вычистить накладку между ладами, сами лады и края ладовых пластин так, чтобы не было заусениц.

  • Лады можно и, пожалуй, нужно отполировать. Для этого необходимо при помощи малярной ленты (скотч не годится) заклеить промежутки между ладами, излишки ленты удалить канцелярским ножом. Кусок войлока намазать полировальной пастой и натирать им лады до зеркального блеска. Грязь от войлока и полировальной пасты можно удалить куском ткани смоченным в «вайт-спирите».

  • Установить порожки.

  • Натянуть струны.

  • Изменяя высоту порожков отрегулировать высоту струн над ладами.

Так. Это всё что касается исправления накладки и ладов. Если перечисленные операции выполнены аккуратно и чётко, а дребезг, струн о лады остался, то это не верное сочетание высоты струн над ладами, жёсткостью струн и манеры звукоизвлечения музыканта.

«Если я правильно понял, то плоскость накладки и верхней деки должны быть параллельны, при расстоянии линейки от деки 3-4мм.?»

     Нет, плоскости накладки и верхней деки не параллельны. Я не могу сказать размер этого угла в градусах и секундах, да если бы и мог, то Вы врядли смогли бы его измерить, так как этот угол очень мал, и для его измерения, недостаточно школьного транспортира. Поэтому, для того, чтобы его измерить я и нарисовал схему №3.

Что касается строя гитары. Получить на гитаре, а тем более, фабричной гитаре, идеальный, я подчёркиваю, идеальный строй очень сложно. Существует большое количество всевозможных поправок для каждой струны и даже для каждой ноты на грифе гитары в отдельности. Поэтому придётся говорить лишь о приблизительно хорошем строе, так чтобы не мешало играть. На фабричных инструментах, обычно, межладовая разбивка сделана правильно, приблизительная поправка на нулевом ладу присутствует (первый лад короче расчётной цифры на доли мм), остаётся, правильная высота струн над ладами, качественные струны и расстояние от двенадцатого лада до порожка на подставке (до точки отсечки струны). Ширина порожка на подставке Вашей гитары составляет от 2 до 3 мм, поэтому у Вас появляется возможность, подрегулировать строй, изменяя точку отсечки струны, способом, показанным на схеме №5.

схема 5.

     Я на своих инструментах, для первой струны, отсечку делаю точно на расстоянии 325 мм от середины двенадцатого лада. Поправка для шестой струны составляет от 1,5 до 3-х мм в зависимости от жёсткости струн и высоты струн над двенадцатым ладом. Чем струны жёстче и выше над двенадцатым ладом, тем поправка больше (струна длиннее). Для каждого инструмента поправки индивидуальны и подбираются опытным путём (снял порожек, подточил, поставил, послушал, куда уходит строй (вверх, вниз) и так далее, для каждой струны).

На сегодня всё, пишите, спрашивайте.

Всего доброго, Андрей.

 Гитарный мастер Александр Момот.

 

 
 
На главную



Hosted by uCoz